10 лет – один ответ

02.11.2009
10 лет – один ответ

В среду в Доме на Брестской стартовала выставка-конкурс «Ландшафтная Архитектура. Взгляд из дома…». В этом году она проводится уже в десятый раз, и в честь юбилея обзавелась новой номинацией под названием «Древо жизни». Однако в остальном все по-прежнему: масштабная, но довольно хаотичная экспозиция, досадное отсутствие инновационных проектов и атмосфера дружелюбного междусобойчика.
Выставка действительно год от года меняется мало, как и сам вечно реконструируемый Дом на Брестской, от которого по-прежнему неумолимо веет «рыночными» 1990-ми. Впрочем, подобная традиционность, видимо, воспринимается участниками «Ландшафтной Архитектуры» как столь необходимый в кризисное время показатель устойчивости, – в этом году архитекторы и дизайнеры потянулись в знакомый дом с удвоенной силой.
Как известно, учредителем этой выставки выступает Москомархитектура, а ее бессменным покровителем – главный художник столицы Игорь Воскресенский, ежегодно произносящий на открытии «Ландшафтной архитектуры» пламенные речи за высокое качество благоустройства городских территорий. Посетив выставку в этом году, с уверенностью можно утверждать: призывы г-на Воскресенского услышаны.
Проектам городского ландшафтного дизайна отведена едва ли не треть всех экспозиционных площадей, на которых мастерские «Моспроекта-2» и «Моспроекта-4» представили самые разные варианты благоустройства скверов, парков, бульваров и т.д. И если еще несколько лет назад было весьма затруднительно сходу назвать хотя бы один значительный объект ландшафтного дизайна современной Москвы, то теперь выбор поистине велик. Правда, имеется в виду, прежде всего, само количество реализаций, потому что с таким их качеством, как «современность», по-прежнему имеются проблемы. Того, что сегодня принято во всем мире называть «ландшафтным дизайном» – объекты, созданные с использованием «зеленых» технологий и экологичных материалов, – на выставке практически нет. Зато на ней в изобилии представлены композиции, выполненные в классицистическом духе. Например, сквер с круглой гранитной клумбой и фонтаном посередине, разбитый между сталинской высоткой на Кудринской площади и зданием Новинского пассажа. Также строг и серьезен проект благоустройства Красногвардейского бульвара («Моспроекта-2»). А вот ландшафтные архитекторы «Моспроекта-4» и бюро «ЛААРДИ» считают себя, скорее, наследниками традиции модернизма 1960-х: их проекты (например, парк «Северное Тушино» или реконструкция территории вокруг прудов «Радуга» на пересечении Аллеи Жемчуговой с улицей Юности) более масштабны и лаконичны в использовании декоративных элементов. Впервые в экспозиции «Ландшафтной архитектуры» оказался и проект светового оформления комплекса зданий – Музея Космонавтики на Проспекте Мира. Скорее всего, это лишь первый ответ на недавнее заявление Игоря Воскресенского о разработке новой концепции единой светоцветовой среды столицы, и в ближайшие годы их станет больше.
Относительно новым жанром для отечественной ландшафтной архитектуры также является благоустройство территорий храмов, монастырей и подворий, где от проектировщиков требуется быть особенно чуткими к историко-культурному наследию, видовым характеристикам объектов и их особому назначению. Этот жанр представлен проектами благоустройства Успенского Свято-Георгиевского монастыря и Марфо-Мариинской обители.
По качеству и размаху ландшафтных проектов с работами московских архитекторов сегодня вполне способны конкурировать регионы, например Якутия, постоянный участник выставки. «Ландшафтный центр Якутии» в этом году показал интересный проект реконструкции сквера-памятника ссыльным полякам в Якутске. Территория, некогда подтопленная городским водоотводным каналом, сегодня оживлена благодаря элегантным деревянным настилам и композициям из местных растений.
Даже при первом беглом знакомстве с экспозицией бросается в глаза, насколько, по сравнению с предыдущими годами, уменьшилось количество частных объектов. Очевидно, что ландшафтники, как и остальные представители цеха, ощутили на себе все «прелести» экономического кризиса. Заказов стало на порядок меньше, а вот стилистические пристрастия клиентов пока так и не пришли к какому-то единому знаменателю. Как наглядно свидетельствует экспозиция в Доме на Брестской, подавляющее большинство частных садов продолжает проектироваться «в стилях» – тут и античность, и викторианская Англия, и модерн. Духом античности, например, проникнут проект «Нинфейская история»: на приусадебном участке создан настоящий перистиль, внутри которого разбита миниатюрная копия знаменитого сада Нинфа. Поражает воображение и краснодарский жилой комплекс «Королевская площадь», воспроизводящий не что-нибудь, а парижскую площадь Вогезов! Французский регулярный парк служит не только усладой для глаз, но и «прикрытием» подземной 2-хуровневой парковки.
Изобилие работ подобного рода чрезвычайно обостряло желание обнаружить на выставке хотя бы несколько по-настоящему современных и инновационных проектов. И упорные поиски в итоге были вознаграждены. Например, любопытный проект озеленения кровли насосной станции предусмотрен в рамках реконструкции территории поймы реки Чермянка (коллектив под рук. Г. Лихтеровой) – на крыше промышленного сооружения устраиваются парк-лабиринт, детская площадка и спортивная зона. А Антон Кочуркин из архитектурной группы «8 линий» представил на выставке проект метео-башни – 40-метровая конструкция, которая войдет в состав планируемого научного метеорологического центра, представляет собой интерактивный индикатор погоды. Стела покрыта прозрачным материалом, под которым спрятаны светодиоды, – они-то и будут проецировать на поверхность башни данные о погоде. Интересно, что этот объект для своей работы использует исключительно солнечную энергию. Оригинальностью дизайна и композиционного решения на себя также обратили внимание выставочный павильон «Берлога» на озере Селигер (ИНН – ГРУПП), напоминающий своими складками «Театр Mercury» Юрия Григоряна, и «Паровоз» – остроумная шашлычница арт-группы «Творюки».
Ту часть экспозиционного пространства, которая в этом году по причине кризиса оказалась не занята частными проектами, использовали для экспонирования своих дипломных работ студенты «Кафедры ландшафтной архитектуры» МАрхИ и факультета почвоведения МГУ. Здесь же разместились арт-объекты, выполненные в рамках новой конкурсной номинации «Древо жизни». Среди прочих особенно выделялись своими масштабами два «древа» – деревянный идол якутских дизайнеров и огромных размеров персонаж, придуманный архитектором Кириллом Баиром. Две известные студии – детская школа искусств «Старт» и мастерская «ТАФ» также не остались в стороне от экспериментов с «древом»: первые нарядили в платья-клумбы манекенов, а вторые смастерили древо «культуры и традиции», из которого вырастают «ростки креативности».
Полный список лауреатов выставки-конкурса «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома…» мы опубликуем 2 ноября, когда жюри объявит победителей. Однако и сейчас с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что награды получат почти все участники конкурса, поскольку номинаций в нем очень много, а все действующие лица знакомы и дружны друг с другом. И это еще раз заставляет задуматься о самом формате этого мероприятия. Конечно, ежегодный смотр достижений в области ландшафтного дизайна – дело очень нужное, но то, как он организован и проводится сегодня, все меньше соответствует современным фестивальным стандартам и самим представляемым на нем проектам. Поэтому поздравляя выставку «Ландшафтная архитектура» с юбилеем, больше всего хочется пожелать ей креативности и свежих идей.

Источник