Вертикальные сады
Около 15 лет назад я встретил необычного и совершенно очаровательного человека. Его незыблемая репутация учёного и исследователя шла впереди него, являющегося живой энциклопедией растений всего мира – тех, которые растут в суровых и трудных условиях, лишённые света в тени высоких деревьев (где, несмотря на старую присказку, всегда что-то растёт), или питательных веществ среди скал… Этому человеку приходилось бродить по «многоэтажным» амазонским лесам и укрываться под балдахином на плоту.
Всё произошло благодаря директору фонда «Картье» Эрве Шанде. Когда мы работали над структурой выставки «Являясь природой», у него появилась уникальная идея пригласить этого профессора биологии в качестве флориста-дизайнера.
Интуиция не подвела Эрве Шанде, и Патрик Бланк – Зелёный Человек – воплотил результаты своих бесконечных наблюдений. Придуманный им процесс позволяет цветам, мхам, лозам, кустарникам и другим растениям существовать без почвы, на поверхности стены. Они закрепляют корни на покрытом сетью войлоке, пропитанном минерализованной водой.
Основной идеей выставки фонда «Картье» было создать двусторонний вертикальный сад высотой примерно от 3 до 6 м над главным входом в здание, внутри и снаружи. Позже Патрик Бланк взял меня в Винсенс и познакомил со своей точкой зрения на парк «Флорал», расположенный на крутой насыпи, где годами растения благополучно процветали, несмотря на резкие зимние заморозки и слепящее летнее солнце.
Когда я увидел законченный проект фонда «Картье», я тут же понял, что претворилась в реальность моя мечта. С помощью этой простой техники могли развиться вертикальные сады, позволяющие цветам, травам и фиговым деревьям пышно разрастаться под тенистыми кедрами! Мы быстро решили вместе с Эрве Шанде сохранить хотя бы внешнюю сторону этого садового произведения искусства, в то время как арендаторы, к сожалению, воспрепятствовали сохранению внутренней стороны стены.
Архитектурное решение фонда «Картье» оказалось основанным на растительности, оплетающей стены здания. Добавление настоящей вуали из растений высветило двойственность, которую я и хотел создать.
Эта техника открыла путь новым возможностям в моих проектах, и я мечтаю увидеть одну их этих чудесных стен, реализованную в значительно большем масштабе. Эта тайна начинает вырисовываться по мере расширяющихся исследований Патрика Бланка на тему процветания растений. Он работает над тем, чтобы увеличить количество видов, которые можно было бы инсталлировать в экосистему. Более адаптированные и охотнее приживающиеся растения заменяют менее приспособленные, а какие-то как будто сами просятся, чтобы их включили в планировку. Система – сказочная, а результаты потрясающие.
Патрик преисполняется всё большей решимости спроектировать свои композиции. Например, довольно престижный дом, который я создал в Сеуле, содержит в себе настоящие гобелены из растений, простирающиеся на 15, 20 и 30 м. В моём проекте Французского посольства в Берлине интерьер всей структуры должен был резко контрастировать с «минеральной» Парижской площадью. Стены, достигающие 100 м в длину и 35 м в высоту, должны были оплетать растения и окружать террасы. Этот проект не был завершён, но другие, не меньшего значения, без сомнения, придут на его место.
К архитектурному лексикону был добавлен новый элемент. Учёный дал начало интеграции необычных и радующих сочетаний в архитектурных проектах, которые в условиях современной окружающей среды отчаянно в них нуждаются. Этот новый словарь должен продолжать пополняться. Это зелёное искусство должно учитываться в архитектурных концепциях, которые оно может дополнить. Наше культурное наследие обогатится за счёт изобретения Патрика Бланка. А глубина его учёных знаний поведёт нас ещё дальше.
Автор: Jean Nouvel
Перевод: Ольга Макеева