Способы производства классических витражей

Способы производства классических витражей

16.04.2009
Статьи и обзоры

Изготовление витражей, как особый вид мастерства, известно человечеству более десяти веков. В те давние времена витражные изображения применять можно было только для украшения окон, это объясняется тем, что никаких альтернатив не обеспечивала специфика их создания. Метод создания классических витража можно назвать очень трудоемким: цветные куски стекла резались по лекалу и соединялись полосками-перемычками из свинца, которые сначала расплющивались, а затем спаивались с помощью особого припоя. Такого рода витражные изображения сказочно красиво воспринимались с расстояния, а вот при рассмотрении вблизи не отличались изяществом, так что оформлять ими было можно только лишь массивные проемы окон.
Переломным моментом в искусстве витражей явилась идея знаменитого американского декоратора Тиффани ,который заменил полоски из свинца в витражном изображении на очень тонкую фольгу из меди, аналогично соединяемую пайкой. Подобные витражи восхищали своим изяществом и потому начали во всем мире использоваться в дизайне интерьера для абажуров, элементов мебели, перегородок. Мебель – перегородки, комоды, гардеробы, буфеты- чаще всего создавали штучно конкретно под эти витражи. Витраж на стекло размещали так, чтобы можно было рассматривать узор на свет, и еще требовалось надежное и прочное крепление, которое достигалось сеткой из тонких деревянных палочек для опоры.
В наши дни эта технология представляется неоправданно затратной , и ее используют только при изготовлении витражных картин, небольших абажуров и перегородок. Создание штучного рисунка стоит недешево. А когда есть цель установить витражный рисунок в массовые предметы интерьера - мебель или межкомнатные двери, сейчас широко применяется новейшая техника создания витража - полимерные витражи и прямая печать на стекле. Однако следует принимать в расчет, что витражный рисунок отличен от живописи по стеклу наличием объемных перемычек (медных у Тиффани, свинцовых – в классическом витраже). При использовании же прямой печати подобных полосок нет, поэтому она можно считать скорее живописью на стекле, чем витражом. Однако передовые техники обеспечивают решение – для витражного рисунка в наши дни применяют полимерные смолы. Канва наносится на стекло при помощи специальных устройств, и таким образом в результате получается витраж с полимерными контурами.
Контуры из полимерных смол могут быть прозрачными и окрашенными, воссоздавая облик различных металлов. В связи с тем, что подобная технология предполагает работу с целым стеклом, при ней можно устанавливать витражи в элементах, которые предназначены нести нагрузку (допустим, столешницы). Этот метод также позволяет наносить витражные изображения на тонированное стекло и зеркала.