Лилия Шайдуллина, руководитель студии ландшафтного дизайна: `Сад должен вдохновлять и возвышать человека`

Лилия Шайдуллина, руководитель студии ландшафтного дизайна: `Сад должен вдохновлять и возвышать человека`

19.05.2010
Новости

Сад должен быть природным. Таким, в котором меж камней пробивается трава или растет мох. Пусть будет слышно, как бьет плавником рыба в пруду, как звучит вода в гроте, как поют птицы. Тогда каменные городские джунгли отступают перед этим уголком дикой природы. Именно таким, по мнению ландшафтного дизайнера Лилии Шайдуллиной, и должен быть сад – естественным и гармоничным. Сегодня частное домостроение уже немыслимо без искусства ландшафтных дизайнеров. Городская среда тоже может стать комфортной и уютной, если асфальт и бетон уступят место природе.

– Что привело вас в ландшафтный дизайн?

– Ландшафтным дизайнером я стала случайно. Однажды я попала на выставку, где свою экспозицию представил Ботанический сад и... Я просто увлеклась растениями, тем, как развивается и изменяется сад. По профессии я художник, и растения интересовали меня не только как живой организм, но и как материал: их форма, цвет, структура. Я начала работать в Ботаническом саду, тогда я еще и не предполагала, что буду заниматься ландшафтным дизайном.
Первыми моими учителями в профессии стали сотрудники Ботанического сада. А общие понятия цвета и композиции мне дала природа еще в детстве, когда я путешествовала с родителями. Помню свои первые восприятия растительного мира: сначала это были ощущения, запахи, потом это оформилось в цвета, формы, объемы.
В то время понятия ландшафтного дизайна еще не было. Были просто дизайнеры и были озеленители. Не было и специальной литературы. На первый свой гонорар я поехала в Москву и закончила курсы ландшафтного дизайнера. Из каждой своей поездки я приезжаю с желанием сделать что-то новое. Процесс совершенствования в профессии не должен останавливаться. Ландшафтный дизайн невозможен без тяги к познанию и любви к людям.

– Кто из художников для вас любимый?

– Мне очень близки импрессионисты. И особенно Клод Моне, который вдохновил меня на это дело – создание садов. Вы знаете, он, оказывается, был страстно увлечен садоводством. Созданный им сад до сих пор цветет в поместье в Живерни, в Нормандии. Этот сад настолько гармоничен! Моне создал его специально, чтобы писать картины, не выходя из поместья. Цветы в этом ландшафте были теми мазками, которыми писали импрессионисты. Я узнавала эти виды по его картинам, многие из которых были написаны в Нормандии. И даже если бы мне не говорили, что это сад Моне, я бы все равно его узнала. Это один из любимых мною садов. И первое впечатление от европейских садов – это сад в Живерни.

– Насколько применимо для ландшафтного дизайна понятие «мода»?

– Здесь, как и в любом дизайне, главное – гармония. Вообще, мода в сфере ландшафтного дизайна рождается в Европе. И она скорее придумывается, чем существует сама по себе. По большому счету, дизайнеры уже давно все создали, но мир нужно удивлять. Например, приходит мода на цвет: одно время были очень популярны «белые», «розовые» сады. Люди тянулись к монохромности, минимальности.
Актуальными также могут быть определенные сорта растений, отдельные элементы сада: баскеты, цветники. Из года в год все эти составляющие как-то иначе обыгрываются. Я, безусловно, стараюсь придерживаться модных направлений, но никогда не возвожу их в культ. Голландский или японский сад в чистом виде у нас, например, невозможны. Но при этом можно стилизовать ландшафт в японском контексте, используя определенные элементы, расставив характерные для восточной культуры акценты.

– Модных направлений очень много. Вам приходится быть в курсе того, что происходит в мире?

– Следить за современными тенденциями помогают поездки. В них я черпаю идеи. Очень интересно изучать сады, знакомиться с ними. Рассматривая сад не как отдельный объект, а в контексте культуры этой страны, этого места.
Скажем, сейчас в мире очень популярны злаки, многолетники, дизайнеры охотно воспроизводят стиль голландских садиков. В прошлом году был очень популярен американский сад, обладающий «взрывным» характером, созданный на стыке хай-тека и классического стиля. Сегодня в моде винтаж, возвращение к старине. В Уфе это направление только-только становится популярным. Стилистику винтажного сада можно создать за счет деталей: это скамейки, скульптуры, лейки, поилки для птиц, например. Если вы поставите их – сад заиграет по-новому.
Вообще, мода приходит во все проявления дизайна параллельно: сегодня это направление провозгласили на подиумах, а уже завтра оно проникает в интерьер и экстерьер: архитектуру, живопись, скульптуру.

– Какие стили существуют в ландшафтном искусстве?

– В ландшафтной архитектуре исторически сложилось два основных стиля: регулярный (формальный) и пейзажный (ландшафтный). Регулярный стиль подчеркивает красоту высоких домов, строгих архитектурных линий. Основной акцент в нем делается на геометрию форм, а цвет играет второстепенную роль. Элементы регулярного сада – это аллеи, фигурно стриженные растения, скульптуры, вазы с растениями, клумбы правильной геометрической формы, парковые скульптуры. Мебель должна быть деревянной, чугунной, из природного или искусственного камня. Исключено использование складных стульев, гамака и качелей.
Пейзажный стиль – это стиль старинной русской усадьбы, например. Плавные изгибы дорожек, беседки, заросли кустарников.
Выбирая стиль будущего сада, важно учитывать, какие события будут происходить в саду. Например, представительские ландшафты, выполненные в формальном стиле, подходят как для официальных приемов, так и для светских вечеринок. Сады в пейзажном стиле хороши для семейного отдыха.

– Сложно ли бывает «подобрать» сад к заказчику? Как обычно проходит работа над заказом? Какие вопросы возникают на этапе обсуждения эскизного проекта?

– Работа начинается с обсуждения проекта. После этого желательно, чтобы тебя пригласили в дом, потому что по интерьеру можно многое узнать о его хозяине. Сад, дом и человек – это единое целое, и между ними должна быть гармония. Даже самый уютный и ухоженный сад с великолепными цветниками не произведет впечатления, если не будет гармонировать с обликом жилого дома.
Чтобы начать проектировать, мне нужно не просто выехать на место и нарисовать проект сада, но и почувствовать, понять человека, для которого этот сад создается. Вообще, в идеале проектировать сад нужно еще до того, как будет построен дом. То есть дом нужно «вписывать» в участок с учетом ландшафта. Такая практика у нас, конечно, редкость, но все же появляются заказчики, которые приглашают дизайнера на участок еще до начала строительного этапа. Грамотное проектирование учитывает все нюансы рельефа, дает возможность предусмотреть отвод лишней воды. Ни один серьезный дизайнер не будет работать без проекта. Как правило, стихийные ландшафты проигрывают тем, что были созданы по плану.
Бывает так, что нужно переубедить заказчика, настоять на своем. Не всегда это получается. Я уверена, что плохих заказчиков не бывает, есть разные уровни понимания ландшафтного искусства. Бывает, что заказчик хочет видеть монохромный сад. Но я вижу темперамент этого человека и знаю, что через пару лет такой сад станет для него скучным. И если ты профессионал, ты должен убедить заказчика, что должно быть именно так, а не иначе.
Сад – это очень интимная материя, внутреннее «я» человека. Процесс создания сада – бесконечный процесс, и это нужно учитывать. Отношение к нему должно быть трепетное, как к живому существу. Мнение о том, что сад можно создать за один год, ошибочно.

– В чем сложность профессии?

– Ландшафтный дизайн – это не только растения, но и стройка. А ландшафтный дизайнер – это шесть специалистов в одном. Он должен иметь представление о геодезических, дренажных работах, понимать сад, быть художником, биологом и инженером одновременно. Интересно, что на западе за каждое направление отвечает отдельный человек, у нас на все один специалист.
Например, я очень люблю камни. У каждого камня своя фактура. Он несет мощь, силу и энергетику. Камень – это своего рода природная скульптура. Мне очень нравится высказывание: «Архитектура – это застывшая живопись». Работая с камнем, ты как будто ваяешь из него. Поэтому стараюсь сама выезжать на карьер, где выбираю камни для своих проектов.
С камнями адски тяжело работать как физически, так и в плане дизайна, искусства. Каждый из них должен лежать так, как будто он всегда здесь был. Сделать это очень сложно, но интересно.
Люблю также создавать в саду водоемы: ручьи, водопады, гроты, подпорные стенки. Вода дополняет сад, делает его уютным.

– Интерес к ландшафтному дизайну год от года только растет. Но в городе сегодня очень мало зелени, парки больше напоминают дикий лес.

– К сожалению, Уфе не хватает меценатов. Сейчас в профессии появляются профессионалы, которые готовы работать над обликом городских улиц. Сделать можно многое. Но невозможно создать что-то из ничего. Разумеется, нужны определенные затраты. Частный заказчик уже понимает, что самостоятельно сад он не создаст, что это очень трудоемкая и наукоемкая работа. Нужно ведь не просто посадить растения, но и предусмотреть систему полива, дренажа, организовать освещение. Неудивительно, что сад требует финансовых вложений.
Думаю, что, если бы администрация пошла нам навстречу, выделила участки, помогла бы с покупкой растений – ситуация бы могла существенно улучшиться. Вот, кстати, альпийские горки, которыми весь городской дизайн сегодня ограничивается, уже давно неактуальны.

– По вашему мнению, чувство прекрасного дается свыше или его можно развить?

– Конечно, оно закладывается в человеке с рождения, но в определенной степени его можно развить. Что мы и делаем, создавая сады. Благодаря им человек может развиваться в красоте и гармонии. Сегодня люди все больше интересуются дизайном, много путешествуют, тянутся к прекрасному, красивому, читают специальную литературу. У многих есть вкус. Даже в обычных огородах сегодня можно увидеть интересные решения, черпать идеи.

– Сад будущего – какой он?

– Возможно, это должен быть природный сад, экосад. В этом направлении, кстати, и движется современный ландшафтный дизайн. Для меня лучший ландшафт – это тот, в котором не видно рукотворности. Все должно быть так естественно. Чтобы в саду ползала живность, пели птицы, растения выглядели так, как будто они сами выросли, а камни лежали так, как будто они всегда здесь были.
Сейчас на рынке предостаточно экзотических растений, людям они интересны, и многие стараются их приобретать и высаживать. Но нужно понимать, что экзотическим растениям не всегда подходят наши климатические условия. В итоге растение погибает, и наступает разочарование. Считаю, что нужно всегда предупреждать об этом заказчика и стараться использовать те растения, которым подходит наш климат: шиповник, чубушник, спиреи. Изначально сад должен быть ориентирован на местную флору. И только потом можно осторожно добавлять не свойственные местному климату растительные виды. Вообще, кстати, мнение специалистов сегодня таково: если в саду используются растения местной флоры, то за ним намного проще ухаживать.

– Сколько лет саду, который вы создали первым? Обслуживаете ли вы уже созданные сады, и сложно ли клиенту в последующем ухаживать за растениями?

– Первому саду уже около девяти лет, и мы до сих пор его обслуживаем. Кардинально он за все эти годы не изменился, совершенствовались лишь некоторые детали.
Каждыйсад требует ухода, а заказчик загружен работой, он хочет приехать домой и наслаждаться видом. Но саду обязательно нужен уход, причем уход профессиональный. Ведь растений много, и каждое требует индивидуального подхода. Проблема в том, что многие люди не до конца это понимают. Поэтому второй вопрос, который я задаю заказчику: кто будет ухаживать. И если такого человека нет, мы делаем сад, требующий минимального ухода, чтобы заказчики могли сами за ним следить.
Есть, конечно, исключения: очень радует, когда люди находят время, чтобы иногда позаниматься своим садом.

– Садовые скульптуры в мире очень популярны. А у нас?

– Скульптуры популярны и у нас. Но это вещь очень деликатная: она должна гармонировать с пространством вокруг нее по стилю и цвету, а не отвлекать внимание на себя.
Японцы говорят, что сады нужно не смотреть, а читать. Ландшафт – это книга, в которой есть заголовок, пролог, эпилог. Если сад понравился, если он впечатляет, то в конце его прочтения хочется поставить восклицательный знак. Таким восклицательным знаком может стать скульптура. Но она ни в коем случае не должна выглядеть так, как будто мы ее специально здесь поставили.

– Что вам нравится в ландшафтном дизайне больше всего?

– Процесс придумывания сада, его создания и то, что он дает возможность бесконечно наблюдать за растениями. Сад – это живой организм. Он меняется с погодой, временем года и возрастом, растет, его можно совершенствовать, привносить детали или убирать их.

– Назовите критерии грамотного, на ваш взгляд, дизайна.

– Главный постулат ландшафтного дизайнера – красота и гармония. Сад должен вдохновлять и возвышать человека.