Японский сад

Японский сад

11.04.2011
Новости

Главное в дизайне японского сада – это сама природа и ее неповторимые формы. Дух места и времени формирует его красоту. Пространство сада символически олицетворяет собой целый мир. Любуясь им со стороны или находясь внутри него, можно приблизиться к пониманию законов мироздания. В этом – философия японского сада, которой и подчинено все его устройство.
Восприятие общего пространства, масштаб, соотношение отдельных частей и целого, каждого элемента друг с другом – это основные понятия в японском ландшафтном дизайне. Размер сада не столь важен, ведь даже в крохотном пространстве замкнутого двора возможно создать ощущение целого мира. Камни могут представлять огромные горы, а небольшой участок разровненного песка или гравия стать бескрайним океаном. При этом здесь нет ничего, что было бы неестественным для самой природы. Порядок, симметрия, любая «искусственность», как, например, фонтаны или квадратные клумбы противоречат концепции японского сада.
Мы все особенно ощущаем течение времени, наблюдая смену сезонов. В отличие от Запада, где сад зимой засыпает, японский сад – всесезонный. Зима – столь же живописное время в Японии, как и весна или осень. Снег здесь называют зимним цветением. В японской культуре существует и специальный фонарь – юкими, созданный для любования красотой зимы.
Несмотря на такой сложный для западного человека философский контекст, в организации сада в японском стиле существуют определенные законы и достаточно четкие правила. Но ключевое здесь – умение создать ощущение полноты пространства, особую гармонию, с помощью которой можно проникнуть в тайны бытия.

«Чем лаконичнее, тем лучше».

Пустота – основная составляющая японского учения дзен, а вслед за ним – и дизайна японского сада. Без «ничего» не может существовать «нечто». При выборе камней, кустарников и деревьев в ландшафтном дизайне сада обязательно учитывается то пространство, которое будет формироваться вокруг – так, за каждой нотой слышится тишина. Пышность, чрезмерность цвета или форм, столь заметная на Западе, чужда японскому видению красоты.

«Все течет, все изменяется».

Другой незримый, но необходимый элемент дизайна японского сада– ваби-саби. Это понятие в приближенном переводе на язык ландшафтного искусства будет означать осознавание красоты в простоте, выявление переменчивости и непостоянства жизни, отсутствие совершенства и законченности в прекрасном.

Постижение.

Постигать смысл учений возможно постепенно – по ступеням. Так и японский сад – скрыт за оградой и проявляется по мере вхождения в него. Сад – это место уединения, медитации, размышления. Для постижения его красоты необходимы особое состояние ума, определенная подготовка, для которой и служат ворота, ограждения или специальные дополнительные ширмы.
Эти три основных принципа присутствуют во всех типах дизайна японских садов – от интерьерных до крупных пейзажных парков. В соответствии с ними используются «физические» составляющие – камни, вода, мхи, растения, а также «заимствованный» пейзаж, т.е. окружающий сад реальный мир.
В классическом ландшафтном японском искусстве выделяют три основных вида сада.
Цукияма – пейзажные сады, где обязательно присутствуют пруд и холм. Причем эти два элемента могут быть условными и выражаться символически. Например, воду будет заменять разровненный гравий. В таких садах, как правило, высаживаются растения, характерные для горных местностей, именно для того, чтобы создать наиболее естественный вид.
Хиранива – такие «плоские» сады напоминают побережья. Здесь должны расти и соответствующие прибрежной местности деревья и кустарники; часто применяются гравий, песок, камни для условного изображения «стихий». Как правило, внутренние замкнутые дворы сделаны в этом стиле. Считается, что сады хиранива зародились в монастырях и были предназначены для медитации и созерцания.
Тянива – чайные сады, в отличие от предыдущих, сложились позже – в XVI-XVII веках. Здесь в дизайне используются самые простые растения, но обязательно характерные для данной местности. Главный элемент такого сада – это дорога – путь к чайному павильону, и главная его функция – подготовка идущего к чайной церемонии.